9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

О ляпах в отечественном военном кино можно написать не одну диссертацию. Ошибок так много, что иногда начинает казаться, что делают их специально. Допускают их в форме, званиях, названиях должностей, оружии, названии формирований и родов войск. Нет ничего удивительного в том, что для подкованных в вопросе соотечественников поиск таких ошибок и неточностей уже давно превратился в какую-то разновидность хобби, а может даже спорта. Содержание

  1. 1. Штрафные батальоны
  2. 2. Звания НКВД
  3. 3. «Штурмовики»
  4. 4. Почти что BDSM-ремни
  5. 5. Форма не по размеру
  6. 6. «Высота 89»
  7. 7. Награды, путешествующие во времени
  8. 8. Неправильные ремешки на фуражках
  9. 9. Неправильный генералиссимус

1. Штрафные батальоны

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Известное фэнтези по мотивам событий Второй мировой войны.

Обсуждать то, что фильмы «Штрафбат» 2004 года и «Утомленные солнцем» 2010 года – это антисоветские поделки, мы в 2021 году не будем. Здесь и так все понятно. Другое дело, что помимо этого в обеих картинах много дилетантских ошибок. Например, в штрафном батальоне служат провинившиеся солдаты, офицеры, несколько уголовников и даже православный священник.

В чем суть: в действительности в штрафные батальоны отправляли только накосячивших офицеров. Провинившиеся солдаты попадали в штрафные роты. В «Утомленных солнцем» главный герой оказывается также в штрафном батальоне, причем на год раньше, чем они появились в 1941 году. На самом деле созданы батальоны штрафников были только 28 июля 1942 года.

2. Звания НКВД

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Представляется несуществующим званием возможно, чтобы запутать немецкого диверсанта.

В весьма неплохом военном фильме «Брестская крепость» также есть свои ляпы и ошибки. Одним из таких является крайне странное звание сотрудника госбезопасности. Данный персонаж в одном из эпизодов представляется как лейтенант НКВД Вайнштейн.

В чем суть: такого звания «лейтенант НКВД» никогда не существовало. Было, например, «Сержант государственной безопасности». Данное звание в НКВД соответствовало званию лейтенанта в Красной армии. Также было «Лейтенант государственной безопасности» — соответствовало званию капитана в РККА. Ни одно из званий НКВД не имеет приставки в виде аббревиатуры из 4-х букв. Везде использовалось слово «госбезопасность».

3. «Штурмовики»

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Промо-акция успела пройти под неверным названием.

В сериале «Истребители» летчиков называют никогда не существовавшей летной квалификацией пилотов – штурмовики. Более того, сам проект изначально назывался «Штурмовики» и был переименован в самый последний момент. Забавно, что даже в новости лента успела попасть под неправильным названием.

В чем суть: летной квалификации «штурмовик» не существует. Также как не существует и четкого понятия штурмовой авиации. Это крайне размытая категория, которая состоит из истребителей-бомбардировщиков и пикирующих фронтовых бомбардировщиков. Соответственно, что в годы Второй мировой войны, что сегодня «штурмовиками» в авиации становятся или летчики-истребители, или летчики бомбардировщиков.

4. Почти что BDSM-ремни

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Слева — кадр из документального фильма, справа — фотография советских летчиков.

Делают ошибки не только в художественных, но и в документальных фильмах. Крайне забавная и одновременно грустная была сделана в 9 части ленты «Освободители», посвященной все той же штурмовой авиации. Из-за низкой квалификации консультанта или вообще ее отсутствия неправильно экипировали летчиков.

В чем суть: художники по костюмам просто не знали, как правильно надевается летное снаряжение, в результате чего ремни на костюме идут прямо через пах летчика. Закончиться такое во время полета могло бы только тяжелейшей травмой. В действительности ремни вставлялись в специальные лямки на бедрах.

5. Форма не по размеру

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Форма в современных фильмах сидит как седло на корове. Сегодня отечественный кинематограф, мягко говоря, переживает не самые лучшие времена. Школа актерского мастерства где-то в «Вальхалле» (чтобы не сказать проще и по-народному), примерно там же находится в большинстве случаев и отдел художников по костюмам. Пуговично-заклепочная тема всегда крайне скользкая, однако на нее можно закрыть глаза, если кино хорошее.

В чем суть: в современном кино намного проще сосчитать те случаи, где военная форма подобрана актерам по размеру. Особенно печально несоблюдение размеров выглядит в отношении офицеров. Кроме того, поругать костюмеров можно за то, что в кино форма у них почти всегда новенькая, как с картинки, без следов поношенности.

6. «Высота 89»

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Винтовка у нее не той системы.

В весьма неоднозначном фильме «Высота 89» откровенно неправильные снайперские винтовки. То, как там выглядит винтовка Мосина с оптическим прицелом, изрядно повеселило в свое время любителей оружейной тематики.

В чем суть: допущенная популярная дилетантская ошибка – прицел установлен слишком далеко. Стрелять из такого было бы неудобно, кроме того, при попытке сделать этого, героине скорее всего разбило бы лицо затвором.

7. Награды, путешествующие во времени

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Данная награда у нацистов появилась только в 1942 году.

Примечание: демонстрация нацистской символики на наградах носит образовательно-иллюстративный характер и не ставит собой целью пропаганды национал-социализма и фашизма.

В уже упомянутом фильме «Брестская крепость» костюмерами была допущена одна любопытная ошибка. В одном из сюжетов появляется немецкий офицер, на груди у которого красуется «Nahkampfspange des Heeres» — «Знак ближнего боя». Данная награда была учреждена по личном распоряжению Адольфа Гитлера и бывала трех степеней.

В чем суть: при штурме Брестской крепости в вермахте не могло быть ни солдат, ни офицеров с этим наградным знаком. Все потому, что появился он только 25 ноября 1942 года. Осада Бреста шла с 22 июня 1941 по 29 июня 1941, хотя последние отряды сопротивлялись намного дольше, как минимум в течение 32 суток. В любом случае до 1942 года еще было очень далеко.

8. Неправильные ремешки на фуражках

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

Слева, Обгоняя время — должен быть черный ремешок. Справа, Золото Лагина — должен быть золотой ремешок.

На советских фуражках ремешки были черные и золотые (плетеные). Причем они несколько раз менялись. В итоге из-за низкого уровня материальной базы или слабой консультации зрители регулярно путаются в том, в какие годы истории СССР какие именно фуражки должны быть.

В чем суть: c 1975 года на офицерских фуражках СССР были строго золотые ремешки. Черные дерматиновые ремешки остались только на фуражках прапорщиков и мичманов. Данная ошибка есть почти во всех фильмах. В «Золоте Лагина» ремешки черные, хотя должны быть золотые. А в ленте «Обгоняя время» в моменте, где речь идет о 1950-х, ремешки золотые, хотя должны быть черными.

9. Неправильный генералиссимус

9 ляпов в военных фильмах, от которых у знатоков и служивых настроение портится

В фильме про 1941 год использован портрет после 1945 года.

В сериале 2012 года «Спасти или уничтожить» в одной из серий многие знатоки-историки обратили внимание на портрет в кабинете заместителя наркома обороны Мехлиса. Действия фильм происходят в 1941 году. При этом на стене висит портрет Иосифа Сталина, которого там физически быть не могло.

В чем суть: погоны в Красную армию вернули только 6 января 1943 года. На протяжении более чем двух десятилетий они были выведены из использования по идеологическим причинам, начиная с 1917 года. Вернули их для поднятия боевого духа и демонстрации преемственности между поколениями отечественной истории.