Обмен женами, многомужество и другие странности брака разных народов

Обмен женами, многомужество и другие странности брака разных народов
Не у всех народов супружество является таким же традиционным, как у нас. Так, все слышали о многоженстве, которое распространено во многих исламских странах. В Ингушетии, например, в начале 2000-х годов даже разрешили многоженство, правда, на короткое время.

Однако у многих народов есть и другие виды брака, которые не так известны: многомужество, товарищеский обмен женами. Например, многомужество или полиандрия сегодня активно практикуется в некоторых странах. Изначально она была привлекательна тем, что в семье будет несколько работников и мало детей, так что никто не будет голодать. Представители других народов считали, что у одного ребенка может быть несколько отцов и этот ребенок будет более сильным и выносливым. Такая своеобразная забота о будущих потомках: генофонд таких семей будет гораздо лучше.

Тибет: одна жена и два брата

Многомужество было долго распространено в Тибете, да и сегодня примерно 15-25% замужних женщин из сельских районов имеет несколько мужей. Обычно это два (в идеале три) мужа. Так сложилось исторически: тяжелые условия жизни в горах, бедная почва, регулярные неурожаи и нищета — все это способствовало развитию полиандрии. Жить с несколькими мужчинами проще: много детей не родится, а если в семье несколько работников, то значит, все будут одеты, обуты и сыты.

Сколько именно на планете подобных семей, сосчитать невозможно. Так, в Китае официально многомужество запрещено, однако жизнь в высокогорных районах сложно контролировать, поэтому и посчитать количество таких браков достаточно сложно. Но не только в Китае распространена полиандрия, также браки с несколькими мужьями традиционны в северных регионах Индии, в Бутане и Непале, а для шерпов это вообще норма.

Зачастую в Тибете встречается и братская полиандрия, но она тоже вынужденная. Жена одна на всех братьев. В таком случае имущество между сыновьями делить не приходится, да и выкупать несколько невест не нужно.

Но если у вас промелькнула мысль, что женщина тут всем руководит, то это не так. В таких браках главенство остается за старшим сыном, в том числе и отцовство. А женщина даже и не равна мужчинам. Она много работает: кормить мужчин, поддерживать дом в чистоте, заботиться о детях, ухаживать за животными — все это ложится на ее плечи. Женщины, как правило, в таких семьях стареют раньше.

Ситуация с супружеским долгом весьма деликатная: именно женщина выбирает, с кем из супругов проведет ночь. Часто бывает, что один из мужчин остается без внимания, тогда по традиции он должен заслужить расположение женщины. Если же у него не получается, то к ситуации может подключиться свекровь с просьбой пересмотреть отношение к мужу. А если и это не помогает, то мужчина должен покинуть семью. Он может отправиться служить в другое хозяйство или уйти в монастырь.

Папуа — Новая Гвинея: совместное отцовство

На острове Тробриан женщина может регулярно менять мужчин, а забота о детях лежит на ней и на ее родственниках по материнской линии. Туземцы верят, что дети — это маленькие духи, и появляются они не в результате физической близости мужчины и женщины, а зарождаются они в теле женщины при содействии духа ее матери или бабушки. Тут каждый мужчина воспитывает племянников, детей своей сестры, а не своих.

Но все-таки мужья проявляют к своему потомству интерес, правда, это скорее, чтобы выразить благодарность женщине, с которой они близки. Они много носят новорожденных на руках, играют с малышами и помогают им познавать мир. Но воспитывают мужчины именно племянников: забота о детях сестры и материнском роде — главная обязанность мужчин с острова Тробриан. Их они учат всем навыкам, которыми должен обладать мужчина: охоте, рыбалке и прочим мужским занятиям. Так что, понянчившись со своим родным ребенком, они приступают к своему долгу — работе на благо семьи по материнской линии.

Чукчи: обмен женами

Полиандрия встречается у многих северных народов, в том числе у нивхов (Сахалин и Япония), у эскимосов (север Евразии), была когда-то распространена у алеутов (Аляска). Вообще, северные народы в этом отношении превзошли многих других: у племен было распространено как многомужество, так и многоженство. И опять же здесь, как и у тибетцев, все упирается в суровые условия жизни: члены семьи гораздо лучше ухаживают за скотом, чем наемники, благодаря этому растет поголовье животных, а значит, семья богатеет.

Но самая любопытная традиция встречается у чукчей — обмен женами. У них есть такое понятие, как «товарищ по жене». Мужья меняются женщинами на неопределенное время, и считается, чем больше у тебя таких товарищей, тем выше твой социальный статус. Такие семьи поддерживают друг друга, совместно заботятся о детях, которые считаются между собой братьями и сестрами. И самое важное — в случае беды товарищи по женам всегда придут на помощь.

Нигерия: сомужья

В некоторых африканских странах распространена полиандрия и даже разрешена законом. Так, в 2013 году в Кении двое мужчин подписали договор о вступлении в брак с одной женщиной. Подобные браки существовали и в Танзании, но больше всего популярны в племенах Нигерии и Камеруна. Правда, у них есть свои условия.

Женщина имеет право на второго мужа, но только после того, как обзаведется семьей, детьми и домом. Когда дети подрастают, она может выйти замуж еще за одного мужчину. Ее супруги так и называются сомужья. При этом дети остаются с отцом, а женщина может приходить жить к обоим супругам, когда ей удобно.

Шри-Ланка: есть в одном доме

На Шри-Ланке полиандрия разрешена законом, здесь многомужество часто называют «эка-гэ-кама», что буквально означает «есть в одном доме». При этом иногда браки заключаются как моногамные, а через несколько лет женщина обзаводится еще несколькими мужьями.